Европротоколу добавят новые стимулы

Главная » Депутаты и чиновники Севастополя » Европротоколу добавят новые стимулы
30.09.2017
0
403
Упрощённая схема оформления дорожно-транспортных происшествий пришла к нам из Европы, где уже давно водители самостоятельно и цивилизованно решают все спорные моменты на дорогах, не прибегая к вмешательству полиции. В России так называемый европротокол начал действовать в 2009 году, однако на практике отечественными автовладельцами он применяется достаточно редко. По статистике автостраховщиков, в 2017 году лишь треть незначительных ДТП оформлялись без вызова сотрудников ГИБДД. Повысить популярность института европротокола призван законопроект, который Госдума рассмотрела 29 сенября.

 

Европротокол по-нашему

Сегодня под российский европротокол подпадают только аварии с двумя участниками, если при этом пострадали исключительно автомобили и между водителями нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП. Кроме того, потенциальный имущественный вред не должен превышать 50 тысяч рублей (в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях лимит равен 400 тысячам рублей). Таким образом, огромное количество мелких аварий, приведших к разбитой фаре, царапине на крыле или трещине на бампере, водители могут задокументировать, не дожидаясь сотрудников ГИБДД, после чего покинуть место происшествия. Заполненный бланк европротокола, где отражены все подробности аварии, можно в течение пяти дней передать в страховую компанию для возмещения ущерба.

В теории институт европротокола должен был максимально избавить российские дороги от заторов, вызванных мелкими авариями, а вот на практике такого, к сожалению, не произошло. Упрощённый вариант оформления ДТП среди российских автомобилистов по-прежнему остаётся не в почёте. И причина тому — неадекватные лимиты страхового возмещения ущерба, убеждён президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

«Сумма в 50 тысяч рублей практически не может покрыть сегодня даже небольшой ремонт автомобиля, — отметил эксперт. — На хорошей машине — это стоимость новой фары. Многие просто боятся рисковать, понимая, что если действительный ущерб превзойдёт страховой лимит, то чинить авто придётся за свой счёт».

В стрессовой ситуации люди не всегда могут точно оценить полученный в аварии ущерб. Откуда может знать, к примеру, домохозяйка, сколько будет стоить новая дверь на её авто: 20 тысяч рублей или все 75? Вот и стоят посреди дороги, мешая движению, машины с небольшими повреждениями, ждут инспекторов ГИБДД.

«Оформленное сотрудниками Госавтоинспекции происшествие имеет документальные материалы, которые можно представить в страховую компанию и получить полную сумму ущерба, — пояснил Виктор Травин. — В то же время существует масса примеров, когда ошибки при заполнении бланка европротокола приводили к тому, что страховая компания отказывала в возмещении даже установленного лимита в 50 тысяч рублей».

По мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев, повысить доверие граждан к системе упрощённого оформления ДТП могло бы увеличение суммы выплат по европротоколу и отмена обязательного согласия участников аварии относительно её виновника.

Что предлагают в Правительстве

К подобным выводам пришли и в Правительстве, где были разработаны новые поправки в закон об ОСАГО. Подсчитав, что средний размер страхового возмещения по полису обязательного страхования сегодня превышает 65 тысяч рублей, кабмин предложил с 1 января 2018 года повысить с 50 до 100 тысяч рублей максимальный размер выплаты по ДТП, которое оформлено по европротоколу без фиксации обстоятельств техническими средствами контроля и иными устройствами.

Кроме того, правительственный законопроект разрешает оформление аварии возможно, даже если водители не пришли к консенсусу относительно виновника происшествия. Достаточно зафиксировать ДТП на видеорегистратор с ГЛОНАСС, который, помимо «картинки», запомнит также время, координаты и скорость движения автомобиля, и передать данные страховщикам — пусть те сами разбираются. А в Москве, Санкт-Петербурге, Подмосковье и Ленинградской области, где в экспериментальном порядке действуют увеличенные лимиты выплаты по европротоколу, получить возмещение ущерба в пределах 400 тысяч рублей возможно и вовсе только при условии фиксации ДТП регистратором с ГЛОНАСС.

Кстати, с 1 октября 2019 года, согласно ранее принятым поправкам в закон об ОСАГО, наличие подобных технических средств контроля станет обязательным для оформления документов о ДТП по европротоколу. Однако такие приборы достаточно дороги и оборудовать ими весь транспорт в России невозможно.

По словам главы Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, законопроект предполагает использование альтернативных средств фиксации обстоятельств ДТП, в частности мобильного телефона. Для этого планируется разработать специальное приложение, которое будет передавать данные в систему Российского союза автостраховщиков.

«Во-первых, законопроект будет способствовать снижению числа пробок на дорогах, а во-вторых, людям не надо будет часами ждать сотрудников ГИБДД», — отметил преимущества правительственных поправок депутат.

Страховщики отмечают рост

По словам участников страхового рынка, практика упрощённого оформления ДТП хоть и медленно, но всё же набирает популярность у российских водителей.

«По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), количество водителей, обратившихся с заявлением о выплате в рамках прямого возмещения убытков при оформлении ДТП по европротоколу в стране по итогам января — июня 2017 года выросло на 10 процентов относительно аналогичного периода 2016 года», — рассказал президент РСА Игорь Юргенс.

Зачем полицейскому вмешиваться в вопросы гражданско-правовых отношений между водителями и их страховыми компаниями, которые должны решаться через суд? Другое дело, если кто-то получил травму, тогда наступает уголовная ответственность, и представитель власти необходим.

За шесть месяцев 2017 года европротокол оформили 269 тысяч автовладельцев. За аналогичный период 2016 года этот показатель равнялся 224 тысячам человек. Статистика за этот период показывает, что доля водителей, оформлявших ДТП без вызова сотрудников полиции, в целом по России выросла и составила 32 процента. За аналогичный период 2016 года доля была на уровне 29 процентов, в 2015-м — на уровне 18 процентов.

По словам Игоря Юргенса, на существенный рост количества урегулирований убытков по упрощённой процедуре оформления ДТП повлияла целая группа факторов. С начала 2015 года Российский союз автостраховщиков реализовал комплекс мероприятий, направленных на популяризацию европротокола. В том числе совместно с Минобрнауки России была проведена работа по внесению необходимых изменений в программы подготовки водителей. Кроме того, были введены поправки в Правила дорожного движения, требующие освобождать проезжую часть после ДТП, если для движения других транспортных средств создаётся препятствие.

Добавят популярности европротоколу и новые поправки Правительства, уверены эксперты.

Лимит надо ещё увеличить

Первый зампредседатель Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков считает, что предлагаемого в законопроекте увеличения суммы страхового возмещения по европротоколу в два раза недостаточно.

«Если бы вообще порог убрали или подняли до 500 тысяч рублей, тогда практически все ДТП оформляли бы по упрощённой схеме, а сотрудники ГИБДД занимались бы более важными задачами», — подчеркнул депутат.

По его словам, надо было давным-давно решением Правительства установить норму, по которой инспекторы Госавтоинспекции не должны выезжать на место ДТП, если в нём пострадало только «железо», а все участники аварии живы и здоровы.

«Зачем полицейскому вмешиваться в вопросы гражданско-правовых отношений между водителями и их страховыми компаниями, которые должны решаться через суд? Другое дело, если кто-то получил травму, тогда наступает уголовная ответственность, и представитель власти необходим», — отметил парламентарий.

В качестве альтернативы законодатель предложил развивать в стране институт аварийных комиссаров. «Эти специальные люди, имеющие опыт работы в ГИБДД или страховых компаниях, приезжают на место, фиксируют ДТП и отправляют все документы в страховую, — пояснил Вячеслав Лысаков. — Комиссаров может быть много, и их не придётся ждать часами, как инспекторов ГИБДД».

Депутат также скептически отнёсся к введению альтернативных средств фиксации ДТП. «К сожалению, история с разработкой мобильного приложения тянется уже третий год. МВД и Минсвязи безуспешно его разрабатывают», — напомнил депутат. В последний раз сообщение о том, что в ГИБДД создаёт приложение для смартфонов, которое позволит водителям регистрировать ДТП, звучало 29 июля. Об этом заявил глава ведомства Михаил Черников. По его словам, с помощью приложения можно будет зарегистрировать происшествие и отправить данные о нём в страховую компанию, чтобы получить выплату.

Сегодня некоторые страховые компании предлагают клиентам свои мобильные приложения «Европротокол». Правда, пользователи пока достаточно скептически оценивают их — программы часто «глючат», возникают трудности с регистрацией. Кроме того, нет уверенности, что базы личных данных автовладельцев никто не похитит.

comments powered by HyperComments Парламентская газета
Подписывайтесь на нас в Telegram
Мы в Telegram
Поделиться в социальных сетях
Популярные новости