«Севастопольские бесправные» — депутаты муниципалитетов получили свой закон

Главная » Актуально » «Севастопольские бесправные» — депутаты муниципалитетов получили свой закон
26.04.2018
0
1 999
Муниципалитеты Севастополя в самом начале пути своего развития как полноценного института самоуправления. Пока эта структура больше орнаментальная, с минимальным КПД, но сами муниципалы не унывают и пытаются законодательно изменить ситуацию, чтобы стать эффективным органом власти, со статусом, полномочиями и необходимым инструментарием. Но путь это небыстрый, признают наши спикеры

 

Во вторник 14 апреля в первом чтении заксобрание единогласно приняло закон о статусе муниципального депутата. «Слуга Народа» пообщался с главой Ленинского муниципалитета Антоном Тицким, который вносил законопроект на рассмотрение местного парламента трижды.

 Глава округа пояснил, что до этого на региональном уровне не было никакого нормативного акта который бы определял статуса муниципального депутата. Всю деятельность муниципалов определял федеральный закон, в котором отмечено, что более конкретное толкование закона необходимо разработать на уровне субъекта.

«Этот законопроект в первую очередь закрепляет возможность депутатского запроса и в районные органы, и в органы государственной власти, и ответственность за игнорирование депутатского запроса и ответ не в срок, — пояснил Тицкий. — Это очень важно потому что, встречаясь с жителями, депутат получает от них наказы и ему нужны инструменты для реализации своих обязанностей и решения их проблемы. До этого момента такой возможности не было и все их вопросы решались просто на уровне личных взаимоотношений. А сейчас депутаты смогут сами реагировать на обращения жителей и оперативно их отрабатывать».

Естественно в законопроекте речь не о неприкосновенности муниципалов,

 поясняет Тицкий, он регулирует исключительно функциональные моменты, инструменты, которые необходимы депутатам для реализации их полномочий. В частности, законопроект дает муниципалам право первоочередного приема у чиновников (после ветеранов ВОВ и инвалидов). То есть, в приемное время районный депутат может вне очереди зайти в кабинет к чиновнику и конструктивно решить вопросы, которые они прорабатывают по обращению жителей, либо занести ему документы необходимые для его депутатской деятельности и так далее.

Например, управляющая компания не справляется со своими обязанностями, есть какая-то оперативная проблема. Депутат не может рассчитывать на оперативную отработку обращения, потому что это никаким образом не регламентировано, говорит глава Ленинского МО. По закону нет разницы между обращением в управляющую компанию, жителей и депутата муниципалитета. По закону их обращения равнозначные по статусу. Теперь, когда люди будут обращаться к депутату, то он сможет в более короткий срок получить реакцию на свой запрос. Далее, исходя из ответа муниципал может реагировать, обращаясь в надзорные органы если ответ он считает незаконными или действие того или иного органа нарушают права жителей района.

Или другой пример, приходит условная «баба Маня» к депутату и говорит, что у нее во дворе нет во дворе детской площадки, а она необходима жителям многоквартирного дома, которым несколько десятилетий негде гулять с детьми. Пока у депутата нет нового функционала, предусмотренного этим законопроектом, чиновник если сочтет нужным может отвечать депутату, к примеру, что проблему «бабы Мани» решат в этом году и на это выделены средства, или не решат потому что двор «бабы Мани» в план не включили. А если чиновник не сочтет нужным или будет не в настроении, то может и не ответить даже отпиской.

«Сейчас будет предусмотрена административная ответственность за игнорирование депутатского обращения, который он посылает по просьбе жителей и за ответ [чиновника] на депутатский запрос в неустановленный срок,

— говорит автор нормативного документа. — По законопроекту предусмотрен штраф в размере двух тысяч рублей, аналогично как у депутатов заксобрания. Конечно каждый вопрос индивидуальный, зависит от того есть площадка в планах нет, но теперь это однозначно значительно ускорит работу. Обращение будет рассматриваться 15 дней».

Тицкий отметил, что хотя он является автором законопроекта, но тем не менее, это скорее коллективный труд, так как к его разработке привлекались и региональная ячейка «Единой России», и все руководители муниципалитетов города, руководители фракций «Единой России» в районах, депутаты заксобрания и юридическое управление местного парламента. Работа над законопроектом с его принятием не закончится, говорит он.

Глава района уверяет, что целесообразно было бы внести в законопроект такое понятие (которое изначально внесли, но были вынуждены убрать) – парламентский запрос. То есть обращение группы муниципальных депутатов в Госдуму, которое должно рассматриваться в кратчайшие сроки (10 рабочих дней). Конечно, парламентский запрос предназначен для особых случаев, по вопросам, которые вызывают резонанс. Что касается статуса депутата, то глава района считает необходимым отельным нормативным актом утвердить свободный доступ для муниципального депутата к частным и государственным структурам.

«Конечно, нам бы хотелось, чтобы этот закон более широко отражал те необходимые инструменты, которые мы считаем нужными для депутатов, — отметил Тицкий. — Это и парламентский запрос, который мы в ходе редактирования проекта исключили. На данный момент главное закрепление этого статуса депутата этим законом, а дальше я думаю, что мы не остановимся на этом. Будем вести работу, отрабатывать».

Депутат заксобрания Иван Кусов который также принимал участие в работе над законопроектом не уверен, что он кардинально изменит ситуацию с муниципалами в городе. Но, тем не менее, совсем бесправные муниципальные депутаты получат хоть какую-то защиту, хоть какую-то возможность реализовать свои полномочия, говорит он.

На самом деле, принцип статуса муниципального депутата не дает ничего – абсолютно также чиновники могут отписываться и не принимать необходимых действий для решения проблем, «в общем, никаких гарантий»- считает член севастопольского парламента. Местные муниципалы – это самоотверженные люди, которые на своем энтузиазме тянут большую работу: ходят по дворам, встречаются с жителями, знают ситуацию у себя в каждом маленьком районе и пытаются помочь подручными средствами, говорит Кусов.

«Чтобы сам механизм работал более эффективно, важно не статус закреплять, — поясняет Иван Кусов. — Закрепление статуса – это больше некая приятная толика в работе депутатов муниципалитета, что у них появился какой-то более защищенный статус и больше возможности для помощи жителям. Поэтому не скажу, что это существенно расширяет их полномочия. Действительно, чтобы муниципалитеты были сильными и крепкими нужно, на мой взгляд, менять свой закон о местном самоуправлении Севастополе. Даже на федеральном уровне муниципалы кричат, что на федеральный закон нужно менять. Соответственно наш местный тоже. Потому что в Севастополе сложилась квазимодель местного самоуправления и она на самом деле не позволяет в полную силу работать муниципалитетам».

Для дальнейшей полноценной работы института местного самоуправления нужно определиться по какому пути развития стоит идти, считает парламентарий. Либо частично отказаться от муниципального уровня по примеру Москвы, где первую скрипку все равно играет префектура, то есть часть исполнительно власти, которая выполняет основную хозяйственную роль, в частности благоустройства и развития районов. Либо последовать примеру Санкт-Петербурга, где наоборот, практически все полномочия переданы муниципалитетам, а крепкие сильные районы занимаются своим хозяйством. В Севастополе, в силу размера города или только складывающейся системы местного самоуправления, пока модель половинчатая, говорит он.

Простого ответа как выстроить эффективную модель управления для муниципалитетов – нет, считает Кусов. Это вопрос системный и сложный долгой и кропотливой совместной работы законодательной ветви власти, исполнительной и муниципальной. Понятно, что у местного самоуправления в Севастополе нет опыта, нет кадров, статистика ведения хозяйства города там тоже своя и размеры. В основном туда идут ФЦПшные деньги, которые делегируются федеральной властью, говорит депутат заксобрания.

«Сказать что взять так изменить закон и сразу все изменится, заработает – конечно нет, — уверен Кусов. — Просто нужно вектор выбрать. Или вопросы обсуждать не в формате «мы вам даем, а вы не справляетесь», и не в формате «мы не хотим ничего брать, потому что у нас нет людей». Нужны образовательные программы, подготовка кадров. Нужна системная работа именно по совместному исполнению полномочий, не так чтобы департамент горхозяйства судился с муниципалитетами из-за того что сам вовремя не довел деньги, например. Это же не назовешь командной работой. Быстрого ответа нет. Поэтому если сейчас изменить закон, то ничего не заработает. Это вопрос нескольких лет постепенного выстраивания системы управления. В принципе все регионы через это проходили, просто к этому вопросу нужно подойти серьезно и системно».

Конечно, это какой-никакой, но прорыв для муниципалитетов Севастополя, которым только год назад начали доводить хоть какие-то деньги на приведение районов в порядок. Теперь в середине мая во втором чтении будет рассмотрен закон о статусе депутата. Если его примут в местном парламенте, то депутаты перестанут быть полностью бесправными и смогут хоть частично стать более эффективными представителями власти на местах. Но что ни говори, до эффективной модели самоуправления Питера, Севастополю еще расти и расти.

comments powered by HyperComments Надежда Исаева
Подписывайтесь на нас в Telegram
Мы в Telegram
Поделиться в социальных сетях
Популярные новости