Выжить любой ценой: участники СЭЗ в Севастополе могут столкнуться ещё и с внутренними санкциями

Главная » Актуально » Выжить любой ценой: участники СЭЗ в Севастополе могут столкнуться ещё и с внутренними санкциями
06.04.2018
0
1 223
Государственная Дума РФ в первом чтении приняла законопроект, изменяющий порядок налогообложения участников свободной экономической зоны (СЭЗ) в Крыму и Севастополе

 

Депутат Госдумы от Севастополя Дмитрий Белик считает, что ужесточение контроля за бизнесом и урезание налоговых преференций для участников СЭЗ снижает инвестиционную привлекательность региона.

В частности, в правительстве предлагают разрешить участникам СЭЗ применять пониженные ставки налога на прибыль, которую организация получила при реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ. Но при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет операций по каждому из реализуемых проектов.

Между тем, если организация отказывается от участия в свободной экономической зоне и расторгает договор о деятельности, то с резидента будут взысканы все налоги в полном объеме за весь срок его работы в качестве резидента СЭЗ. Фактически– задним числом. По словам Дмитрия Белика, правительство подобными инициативами создает внутренние санкции для бизнеса на полуострове.

По словам парламентария, СЭЗ льготными условиями работы для бизнеса была призвана уравновесить негативные факторы влияния международных санкций, поддержать действующие предприятия и привлечь новые.

«У чиновников, судя по всему, нет вообще никакого понимания как сегодня живут два новых региона Российской Федерации. СЭЗ Крыма и Севастополя — это один из факторов элементарного выживания бизнеса, а не просто развития! На полуострове нет нормальных банков, нормальных кредитных линий, до сих пор решаются вопросы оформления и переоформления прав собственности, нет нормальной логистики», — заявил Белик.

 

Справка «Слуги народа»:

Напомним, крымская СЭЗ создана сроком на 25 лет и предусматривает для участников осуществление предпринимательской деятельности с налоговыми льготами.

В Севастополе в первые три года действовала 2% ставка налога на прибыль для резидентов, средства направляются в бюджет города. С четвертого по восьмой годы — 6%, 13,5% — с девятого года.

Резиденты освобождены от уплаты налога на имущество организаций на 10 лет; освобождены от уплаты земельного налога на три года; среди льгот — возможность применения ускоренной амортизации с коэффициентом до 2; пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6%.

 

Эффективность и упущенные налоги

Исходя из комментариев севастопольских чиновников, в местном правительстве считают, что в СЭЗ зарегистрировались слишком много организаций, а эффективность их работы подвергается сомнению. Это связывают с тем, что зарегистрировавшись резидентами СЭЗ, организации не ведут заявленную деятельность.

С одной стороны, участники СЭЗ, задекларировав установленные 3 млн рублей, воспользовались налоговыми преференциями согласно закону.

Однако чиновники утверждают, что фактически деятельность значительного числа участников не является инвестиционной. Это просто элементарный уход от налогообложения, не более того. К примеру, к таким относят некоторые торговые предприятия или тех, кто, имея статус резидента СЭЗ, просто сдает помещения в аренду.

Вызывает сомнение, как можно было сделать подобный вывод до результатов официальной проверки деятельности субъектов. Тем более, что названия организаций, имена владельцев, условия договоров не разглашались.

Согласно закону, плановый контроль за выполнением участниками СЭЗ договора об условиях деятельности проводится раз в три года. Губернатор Дмитрий Овсянников в марте анонсировал начало таких проверок в 2018 году.

Кроме того, складывается впечатление, что власти пытаются «избавиться» от мелких резидентов, объем инвестиций которых не впечатляет. Губернатор также особо отметил, что «28 из 414 участников СЭЗ — это крупнейшие налогоплательщики».

«Мне кажется, что если придет серьезный инвестор, увеличение налогов его не отпугнет», — предположил директор департамента финансов правительства Владимир Штоп.

К резидентам СЭЗ «подбирались давно», но до сих пор у властей не было инструментов влияния. Впрочем, о контроле обязательств и эффективности резидентов СЭЗ власти Севастополя заговорили год назад.

Например, полученные резидентами СЭЗ налоговые преференции стали восприниматься как потеря для бюджета, так называемые «выпадающие доходы от налога на прибыль».

По данным департамента финансов, по итогам 2017 года потери городского бюджета по налогу на прибыль ориентировочно составили 500 млн рублей. В 2016 году выпадающие доходы в бюджет по налогу на прибыль составили 350 млн рублей.

К тому же, в апреле 2017 года региональное правительство утвердило критерии прогнозной оценки эффективности работы свободной экономической зоны на территории города.

Среди показателей, на основании которых будет сделан вывод об эффективности, называются число резидентов, объем инвестиций в соответствии с заключенным договором с органами исполнительной власти, объем выручки от продажи товаров, услуг, полученный участниками СЭЗ.

Также плановые показатели учитывают объем уплаченных налогов в бюджеты всех уровней и количество созданных рабочих мест на территории севастопольской СЭЗ.

Власти Севастополя предприняли еще один шаг для увеличения налоговых поступлений. Уже в июне прошлого года правительство Севастополя вознамерилось отменить с 1 января 2018 года установленные ранее пониженные ставки налогов, посчитав льготы СЭЗ неэффективными для пополнения городского бюджета.

Сообщалось, что изменения поддержаны министерством финансов РФ и Федеральной налоговой службой. Ожидалось, что

отмена льгот снизит уровень дотационности региона и повысит сбор налоговых и неналоговых поступлений в местный бюджет.

Однако депутаты Законодательного собрания Севастополя отвергли законопроект и встали на защиту инвесторов. Тем самым, отказались отменять льготные ставки налога на прибыль резидентам свободной экономической зоны.

«Льготы — важнейший инструмент привлечения инвестиций в наш город, люди поверили нам, несмотря на санкции. Причем в реализации закона о СЭЗ есть свои трудности. А теперь предлагается поднять им налоги, чтобы пропало желание регистрироваться в СЭЗ», — заявила тогда депутат Татьяна Лобач.

 

Минфин немилосерден

Главный финансист Севастополя Владимир Штоп в комментариях «Слуге народа» отметил, что возврат налогов за предыдущий период при разрыве контракта – свидетельствует о жесткой позиции Минфина РФ.

Он признал, что предлагаемые действия в отношении резидентов СЭЗ «жестковаты», поскольку Крым и Севастополь испытывают все реалии международных санкций.

Как следствие, в регионе и «кредитные ресурсы дороже, и логистика пока сложная».

«Поверьте, Минфин так делает всегда. Депутаты госдумы своими поправками сгладят ситуацию. Но я абсолютно уверен, что закон нужно менять, дорабатывать, он достаточно лояльный и этим многие пользуются. Уверен, что будет найдена «золотая середина», — сказал Штоп.

Добавим, что Дмитрий Белик планирует подготовить ко второму чтению законопроекта поправки, которые позволят, с одной стороны, привлечь к ответственности недобросовестный бизнес, использующий СЭЗ для ухода от налогов. А с другой – сохранитт саму идею СЭЗ для Севастополя и Крыма.

При рассмотрении документа депутат от Севастополя обратился к представителю Министерства финансов РФ Илье Трунину с требованием не создавать условия, при которых СЭЗ фактически перестанет существовать.

 

Мнение: местное правительство не справляется

«Я абсолютно согласен с депутатом Госдумы Дмитрием Беликом в отношении того, что попытка ужесточить требования и тем самым отпугнуть любого входящего инвестора под предлогом того, что кто-то из недобросовестных резидентов нарушает условия договора участия в свободной экономической зоне, абсолютно неверно», — прокомментировал «Слуге народа» бывший и.о. директора департамента приоритетных проектов развития Севастополя Сергей Смирнов.

Собеседник издания полагает, что желание регионального правительства вынести вопрос на федеральную повестку свидетельствует о неспособности властей контролировать деятельность участников СЭЗ в рамках договора, хотя это позволяет действующее законодательство.

Компенсация недополученных платежей в бюджет в случае выхода резидента из состава СЭЗ изначально предусмотрена договором с участником. Опять же, если это необходимо прописать в федеральном законе — это говорит о том, что местное правительство на своем уровне не справляется с работой, говорит Смирнов.

Он также считает неправильным ограничивать любую предпринимательскую законную деятельность, если она приносит региону пользу.

Смирнов также не согласен с утверждением, что аренда помещений в рамках СЭЗ может считаться отклонением от условий договора. «Если аренда востребована на рынке, то значит — оплачиваются платежи в бюджет и создаются рабочие места», — добавил эксперт.

comments powered by HyperComments Татьяна Титова
Подписывайтесь на нас в Telegram
Мы в Telegram
Поделиться в социальных сетях
Популярные новости